Трудно сказать, какой народ первым решил, что человеческие жилища должны быть не только прочными, но и красивыми. Говорят, красив был Вавилон, но от его строений, увы, ничего не осталось. Египетские храмы — да, мощные строения эти Луксор и Карнак. На фоне их колонн и статуй люди — просто букашки.
Но почему-то архитекторы прошли мимо египетских традиций, и прародителями архитекторов всех времен и народов стали ученики египтян — греки. У тех тоже были храмы с колоннами, но в два раза ниже. А зато какие пропорции, как гармонично сочетаются элементы зданий! Греки не только строили прекрасные здания, но и вывели закономерности этой самой гармонии. И тех пор греческий ордер, то есть порядок возведения зданий — азбука архитектуры. И, надо сказать, отныне маятник архитектурной моды будет то устремляться к новым стилям, то снова возвращаться к греческим традициям.
Римляне, завоевав греков, оказались хорошими учениками. Фантазии у них было поменьше, чем у греков, но они быстро сообразили, что у покоренного народа можно многому научиться. И стали копировать их статуи, строить у себя храмы на манер греческих. А у вытесненных ими же этрусков римляне научились делать бетон, строить арки и купола. И вот мы видим римский Пантеон, построенный еще во 2 веке с античными колоннами и куполом. 2 тысячи лет уже стоит.
Вообще римляне оказались отличными землеустроителями: на завоеванных ими территориях они строили дороги, акведуки, то есть водопроводы. Представляете, говорят, в домах римлян была вода. И строили основательно. До сих пор в разных странах Европы стоят руины их амфитеатров, а дороги и акведуки в средние века усердно разбирали для стройки, но все разобрать не смогли.
Когда на смену цивилизованным римлянам пришли варвары, они, как и положено варварам, стали крушить и ломать. Долго ломали — лет 500, пока не научились строить по-своему, по-варварски. Только в конце 1 тысячелетии возник романский стиль, который воплотил представление воинственных средневековых баронов о красоте: толстые стены, маленькие окошки, башни, рвы, главное, чтоб враг не прошел. Мой дом — моя крепость — это как раз тот случай.
И непонятно, как среди всего этого «тяжелого молчания» стали появляться легкие, словно кружевные здания — готические соборы. Это была революция в строительстве — вместо толстых стен — арки, колонны, большие окна с витражами, собор устремлен вверх. Готический собор виден с любой точки города, и сам город меняется: дворцы вельмож становятся изящнее и выше, и даже простые горожане полюбили стрельчатые окна и башенки. Сегодня готические здания — краса старой Европы. Но само название «готика» — отсылка к диким готам. Говорят, это Рафаэль так обозвал средневековые строения. Подумать только, все эти великие художники Возрождения считали готические храмы уродливыми и варварскими. Вот как меняются вкусы.
Впрочем, их можно понять: в 15 веке как раз вспомнили о древних греках, захотелось простоты, гармонии — а тут нагромождение колонн, скульптур, химеры всякие жуткие на крышах… Возрождение — он же Ренессанс вернулось к давно забытым колоннам, куполам… Хотя ненадолго.
Надо сказать, отныне архитектурная мода будет меняться стремительно: от античной простоты к очень непростому барокко — со всякими изломами, обилием деталей, богатством, бьющим прямо в глаза. Говорят, само слово барокко переводится с итальянского как «порочный, склонный к излишествам». Да, излишеств было немало. Но как они умели жить — эти порочные владельцы роскошных дворцов! Были у них и вкус, и размах.
В начале 18 века — стиль рококо. Но это уже помельче — помпезно, конечно, но без размаха. Так, стиль дамских будуаров эпохи фавориток. А потом опять Греция — без нее никуда. 18, да и 19 века — это классицизм. И уже не только храмы и театры, но и сельские усадьбы строятся с оглядкой на греческие традиции.
А во 2-й половине 19 века – начале 20 — все понеслось — аж голова кружится: эклектика, модерн, модернизм, еще куча «измов». Эклектика — это если все в одном флаконе: готика, классика, барокко…. В общем, бери, архитектор все, что надо из любого стиля и строй себе.
В архитектуре модерна впервые стали использовать стекло и бетон, но не то что стеклянный куб, а мягко, избегая углов. Модерн — брат декаданса, пленяющего своей изысканностью, немного болезненной.
А вот модернизм — это совсем другое, здесь и кубы, и
углы, и новые материалы, и никаких излишеств, все строго функционально. И из
него будут вытекать все сегодняшние направления и хай-тек, и конструктивизм, и
постмодернизм и даже деконструктивизм. В общем, в отличие от прошлых эпох, где
архитектурные стили не менялись столетиями, современные архитекторы свободны
или почти свободны от догм. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй.